Центр знаний и заметки о профилактике

У людей, которые проходят образовательные курсы во взрослом возрасте, ниже риск деменции

Заметки о профилактике
Распространенность когнитивных нарушений и деменции, например, болезни Альцгеймера, продолжает расти. Постоянно ведется поиск новых способов профилактики деменции, среди которых различные виды интеллектуальной деятельности – кроссворды, головоломки, некоторые разновидности видеоигр. Одним из факторов, способным замедлить снижение когнитивных способностей, предположительно, является прохождение образовательных программ и курсов во взрослом возрасте. Данное предположение было проверено в исследовании, недавно опубликованном в журнале Aging Neuroscience.

Целью данного исследования был поиск ассоциаций между риском снижения когнитивных способностей и развития деменции и прохождением образовательных программ во взрослом возрасте. В исследование было включено 282,421 человек, данные которых содержатся в биобанке UK. Биобанкирование проводилось с 2006 по 2010гг., возраст участников на момент включения составлял от 40 до 69 лет. В настоящей работе средний период наблюдения составил 7 лет.

При анализе информации вводилась поправка на степень генетической предрасположенности к развитию деменции. Для этого анализировались 133 локуса ДНК, на основании которых была составлена полигенная шкала для деменции. Данные о прохождение образовательных программ были получены из опросника, которые участники заполняли самостоятельно. Опросник не содержал информации о частоте, продолжительности и сложности образовательных программ, учитывался лишь сам факт их прохождения. Когнитивные способности оценивались на момент включения, а также на третьем визите. Участники проходили ряд психологических и когнитивных тестов, направленных на оценку памяти, когнитивных способностей, интеллекта, времени реакции.

За время наблюдения деменция развилась у 1,1% участников. Было показано, что риск деменции в группе людей, проходивших образовательные курсы, на 19% ниже, чем у тех, кто не принимал участие в образовательных программах. Результат был неизменен при введении поправок на наличие таких заболеваний, как сахарный диабет 2 типа, гиперлипидемия, сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, психические заболевания. Более того, наличие генетической предрасположенности также не влияло на положительный эффект от прохождения образовательных курсов.

Таким образом, гипотеза о том, что продолжение образования во взрослом возрасте способно снизить риск развития деменции, была подтверждена. Ограничением является ретроспективный характер исследования, что не позволяет исключить наличие обратной связи. Возможно, люди с более низкими когнитивными способностями реже участвуют в образовательных программах. Требуются рандомизированные проспективные исследования, чтобы однозначно определить причинно-следственную связь.

Источник