Болезнь Альцгеймера и другие патологии, приводящие к развитию деменции становятся все более распространенными. Один из потенциально модифицируемых факторов развития деменции – нарушения сна.
Дизайн исследования:
Исследование, в котором приняли участие 2496 взрослых в возрасте более 51 года, показало, что из всех симптомов инсомнии нарушения засыпания наиболее сильно влияют на снижение когнитивных функций. Период наблюдения составил 14 лет – с 2002 по 2016 год. Оценивались четыре группы симптомов бессонницы: трудности с засыпанием, ночные пробуждения, ранние утренние пробуждения, качество сна. Когнитивные функции участников оценивались 14 лет спустя по пяти критериям: эпизодическая память, исполнительные функции, речь, зрительное восприятие и скорость мыслительных процессов. Поиск ассоциаций между симптомами бессонницы и снижением когнитивных функций проводился с поправками на изначальный уровень когнитивных функций.
Результаты:
Оказалось, что только нарушения засыпания достоверно ассоциировались с когнитивными нарушениями, в частности, со снижением эпизодической памяти, скорости мышления и нарушениями речи. Подобные результаты частично объяснялись наличием у участников исследования сердечно-сосудистых заболеваний и депрессии, для которых нарушения сна также являются важным фактором риска. При анализе данных с учетом поправок на наличие сердечно-сосудистой патологии или депрессии, по-прежнему сохранялась ассоциация между нарушениями засыпания и снижением исполнительных функций, эпизодической памяти.
Заключение:
Нарушения засыпания провоцируют снижение общей продолжительности сна, влияют на работу эндокринной системы, приводят к долгосрочному ухудшению настроения. Все эти процессы провоцируют развитие сердечно-сосудистой патологии и когнитивных нарушений. Авторы исследования отмечают, что пациенты часто недооценивают возможные долгосрочные последствия бессонницы и на протяжении многих лет не обращаются по данному поводу к специалистам. При этом нарушения сна наблюдаются более чем у половины взрослого населения. Таким образом, нарушения засыпания и другие проявления бессонницы представляют собой модифицируемый фактор риска развития деменции. Данный фактор риска часто недооценивается как пациентами, так и специалистами, что требует повышения общей осведомленности о проблеме.
Результаты исследования были впервые представлены на конгрессе SLEEP 2021.