Владение двумя или более иностранными языками помогает замедлить развитие возрастных дегенеративных изменений в головном мозге и отсрочить нейрокогнитивное снижение. Такими выводами поделились ученые из Университета НИУ ВШЭ (Россия) и Нортумбрийского Университета (Великобритания) в серии публикаций, недавно вышедших в журнале Frontiers in Human Neuroscience.
С возрастом человеческий мозг начинает работать хуже: снижается общая скорость обработки информации, ухудшается кратковременная и эпизодическая память, ухудшается контроль над языковыми навыками, исполнительными и зрительно-пространственными функциями. Этот процесс называется «когнитивным старением». На нейронном уровне он проявляется анатомическими изменениями серого и белого вещества в определенных областях мозга, особенно в префронтальной коре и гиппокампе.
За последние несколько десятилетий исследователи выделили различные защитные факторы, которые положительно влияют на когнитивный резерв, например, здоровое питание, физические упражнения и профессиональные достижения. В настоящем исследовании ученые проследили влияние двуязычия на работу мозга пожилых людей и на скорость когнитивного старения. В исследовании приняли участие 63 взрослых в возрасте 60 лет и старше без психических или нейродегенеративных нарушений. Все они хотя бы отчасти владели вторым (неродным) языком. Перед экспериментом все участники прошли анкетирование, в котором указали семейное положение, уровень образования, профессию, привычки и т. д. Также они информировали, как давно знают второй язык, как часто его используют и насколько свободно им владеют.
Участникам предлагалось выполнить фланговую задачу Эриксона, направленную на оценку внимания и когнитивного контроля. Им предъявляли визуальный ряд из 5 стрелок: центральная стрелка — «мишень» — является основным стимулом, стрелки сторонам от мишени («фланкеры») могут указывать в том же направлении, что и центральный стимул (конгруэнтно), или в противоположном направлении (неконгруэнтно). Участники должны были указать направление центрального стимула и сделать это как можно быстрее.
Чем дольше люди изучали второй язык, и чем свободнее они им владели, тем лучшие результаты они демонстрировали в эксперименте. Уровень языковых навыков испытуемых играл более значимую роль, чем продолжительность изучения второго языка. Исследователи объясняют этот результат тем, что билингвы постоянно сталкиваются с подобными конфликтами в повседневной жизни, они должны делать выбор и переключаться между двумя лингвистическими системами.
В другом исследовании ученые получили данные о том, что у активных билингвов нейродегенеративные заболевания диагностируются на 5−7 лет позже, чем у монолингвов. На сегодняшний день не существует эффективных лекарств для предотвращения или замедления старения мозга. Поэтому поиск и исследование альтернативных, немедикаментозных способов замедления когнитивного старения должен стать приоритетом в науке.