V Всероссийский конкурс педагогических идей преподавателей терапии

V Всероссийский конкурс педагогических идей преподавателей терапии
V Всероссийский конкурс педагогических идей преподавателей терапии
Приглашаем вас принять участие в V Всероссийском конкурсе педагогических идей преподавателей терапии.
Приглашаем вас принять участие в V Всероссийском конкурсе педагогических идей преподавателей терапии.

Общие положения

Учредителями Всероссийского конкурса педагогических идей преподавателей терапии (далее – Конкурс) являются федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России), Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний (далее – РОПНИЗ) и Российское научное медицинского общество терапевтов (далее – РНМОТ).

Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников в:
  • обновлении содержания профессионального образования врачей-терапевтов;
  • реализации новых методов, технологий обучения врачей;
  • совершенствовании профессионального мастерства педагогических работников;
  • определении перспективных направлений научно-методического исследования.

Главные цели

  • поддержка инновационных, перспективных идей в подготовке врачей-терапевтов;
  • выявление талантливых преподавателей терапии, их поддержка и поощрение;
  • повышение престижа труда преподавателя;
  • распространение педагогического опыта лучших преподавателей в подготовке врачей-терапевтов.

Общие положения

Учредителями Всероссийского конкурса педагогических идей преподавателей терапии (далее – Конкурс) являются федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России), Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний (далее – РОПНИЗ) и Российское научное медицинского общество терапевтов (далее – РНМОТ).

Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников в:

  • обновлении содержания профессионального образования врачей-терапевтов;
  • реализации новых методов, технологий обучения врачей;
  • совершенствовании профессионального мастерства педагогических работников;
  • определении перспективных направлений научно-методического исследования.

Главные цели


  • поддержка инновационных, перспективных идей в подготовке врачей-терапевтов;
  • выявление талантливых преподавателей терапии, их поддержка и поощрение;
  • повышение престижа труда преподавателя;
  • распространение педагогического опыта лучших преподавателей в подготовке врачей-терапевтов.

Участники конкурса

Принять участие в Конкурсе могут преподаватели терапевтических кафедр образовательных организаций высшего образования, реализующих основные профессиональные программы (программы ординатуры и аспирантуры), дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальности «Терапия».


Преподаватели, работающие по совместительству в образовательных организациях высшего образования, реализующих программы ординатуры, аспирантуры, повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей по специальности «Терапия», также могут принять участие в Конкурсе.

Участники конкурса

Принять участие в Конкурсе могут преподаватели терапевтических кафедр образовательных организаций высшего образования, реализующих основные профессиональные программы (программы ординатуры и аспирантуры), дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальности «Терапия».


Преподаватели, работающие по совместительству в образовательных организациях высшего образования, реализующих программы ординатуры, аспирантуры, повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей по специальности «Терапия», также могут принять участие в Конкурсе.

Организация конкурса

Для участия в конкурсе каждому желающему необходимо подать


Сроки подачи заявок на участие продлен до 10 октября 2025 г. (включительно).

Присланные работы будут направлены для двойного слепого рецензирования ведущим специалистам.

Организация конкурса

Для участия в конкурсе каждому желающему необходимо подать


Сроки подачи заявок на участие продлен до 10 октября 2025 г. (включительно).

Присланные работы будут направлены для двойного слепого рецензирования ведущим специалистам.

Конкурсная комиссия

Для организационно-методического обеспечения и проведения конкурса по согласованию с учредителями конкурса создается конкурсная комиссия, которая состоит из председателя, заместителя председателя и членов конкурсной комиссии.

Конкурсная комиссия ежегодно:
  • обеспечивает публикацию в средствах массовой информации сообщения об объявлении конкурса;
  • устанавливает критерии оценивания конкурсных заданий, процедуру оценивания и подведение итогов конкурса;
  • определяет требования к оформлению материалов, представляемых на конкурс;
  • утверждает состав жюри конкурса и регламент его работы;
  • определяет порядок, форму, место и дату проведения конкурса;
  • определяет порядок финансирования конкурса.

Состав конкурсной комиссии утверждается и согласовывается с учредителями конкурса и создается за 4 месяца до начала конкурса.

Решение конкурсной комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины его списочного состава. Решения конкурсной комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем, а в его отсутствие – заместителем председателя.

Конкурсная комиссия

Для организационно-методического обеспечения и проведения конкурса по согласованию с учредителями конкурса создается конкурсная комиссия, которая состоит из председателя, заместителя председателя и членов конкурсной комиссии.

Конкурсная комиссия ежегодно:
  • обеспечивает публикацию в средствах массовой информации сообщение об объявлении конкурса;
  • устанавливает критерии оценивания конкурсных заданий процедуру, процедуру оценивания и подведения итогов конкурса;
  • определяет требования к оформлению материалов, представляемых на конкурс;
  • утверждает состав жюри конкурса и регламент его работы;
  • определяет порядок, форму, место и дату проведения конкурса;
  • определяет порядок финансирования конкурса.

Состав конкурсной комиссии утверждается и согласовывается с учредителями конкурса и создается за 4 месяца до начала конкурса.

Решение конкурсной комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины его списочного состава. Решения конкурсной комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем, а в его отсутствие – заместителем председателя.

Состав конкурсной комиссии

Состав конкурсной комиссии

  • Драпкина
    Оксана Михайловна
    Председатель конкурсной комиссии
    академик РАН, профессор, директор ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава России













  • Астанина
    Светлана Юрьевна
    Заместитель Председателя конкурсной комиссии
    кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, руководитель МАСЦ, заведующая кафедрой медицинской педагогики Института профессионального образования и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, Заслуженный учитель Российской Федерации, Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования
  • Бернс
    Светлана Александровна
    Член конкурсной комиссии
    доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии и общей врачебной практики с курсом гастроэнтерологии Института профессионального образования и аккредитации ФГБОУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России











  • Явелов
    Игорь Семенович
    Член конкурсной комиссии
    доктор медицинских наук, руководитель отдела фундаментальных и клинических проблем тромбоза при неинфекционных заболеваниях, заведующий кафедрой кардиологии с курсом аритмологии и интервенционных методов диагностики и лечения Института профессионального образования и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России






  • Калинина
    Анна Михайловна
    Член конкурсной комиссии
    доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний в системе здравоохранения ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России
  • Метельская
    Виктория Алексеевна
    Член конкурсной комиссии
    доктор биологических наук, профессор кафедры медицинской педагогики Института профессионального образования и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России
  • Чмыхова
    Екатерина Витальевна
    Член конкурсной комиссии
    кандидат социологических наук, доцент кафедры медицинской педагогики ИПОА ФГБОУ«НМИЦ ТПМ» Минздрава России


Поощрение победителей
и лауреатов конкурса

1
Победители и лауреаты конкурса награждаются Дипломами
2
Педагогический опыт реализации положений описанной Концепции победителей и лауреатов конкурса, оформленный в жанре научной статьи, публикуется в журнале «Кардиоваскулярная терапия и профилактика».
3
Методические материалы победителей и лауреатов Конкурса, входящие в педагогический опыт реализации положений описанной Концепции, публикуются в учебном пособии «Лучшее в подготовке врачей-терапевтов».

Поощрение победителей и лауреатов конкурса

1
Победители и лауреаты конкурса награждаются Дипломами
2
Педагогический опыт реализации положений описанной Концепции победителей и лауреатов конкурса, оформленный в жанре научной статьи, публикуется в журнале «Кардиоваскулярная терапия и профилактика».
3
Методические материалы победителей и лауреатов Конкурса, входящие в педагогический опыт реализации положений описанной Концепции, публикуются в учебном пособии «Лучшее в подготовке врачей-терапевтов».
Положение о конкурсе

Результаты конкурса

Результаты конкурса

В V Всероссийском конкурсе педагогических идей преподавателей терапии 2025 года приняли участие 8 преподавателей из шести медицинских университетов.

Участники представляют 5 регионов Российской Федерации:
  1. Астраханская область.
  2. Луганская народная республика.
  3. Омская область.
  4. Пермский край
  5. Саратовская область.
  6. Томская область.

По итогам конкурса:
Победителем признан 1 преподаватель;
Лауреатами – 7 преподавателей.
В V Всероссийском конкурсе педагогических идей преподавателей терапии 2025 года приняли участие 8 преподавателей из шести медицинских университетов.

Участники представляют 5 регионов Российской Федерации:
  1. Астраханская область.
  2. Луганская народная республика.
  3. Омская область.
  4. Пермский край
  5. Саратовская область.
  6. Томская область.

По итогам конкурса:
Победителем признан 1 преподаватель;
Лауреатами – 7 преподавателей.

Победитель

Победитель

Победенная Галина Павловна
доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой внутренней медицины, пульмонологии и аллергологии ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России (г. Луганск)
Конкурсная работа
«Образовательная среда» - стимул к новым знаниям»
Победенная Галина Павловна
доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой внутренней медицины, пульмонологии и аллергологии ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России (г. Луганск)
Конкурсная работа «Образовательная среда» - стимул к новым знаниям»
Конкурсная работа Победителя Конкурса
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» - педагогическая идея освоения терапевтами современных клинических рекомендаций по наиболее часто встречающейся патологии для терапевтов, реализуемая через специально подготовленный образовательный цикл лекций.

Содержание концепции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» - стимул к новым знаниям» для терапевтов с целью освоения современных клинических рекомендаций

  1. Введение
  2. Основные категории, используемые в концепции
  3. Ведущие идеи и их обоснование
  4. Психолого-педагогические условия реализации концепции
  5. Результативность

Содержание концепции:
1. Введение. Преподавание терапии практикующему врачу является сложным. Взрослый человек, имеющий должностные обязанности, выполняющий текущие, нередко, экстренные задачи, работающий с повышенной нагрузкой в условиях кадрового дефицита, имеющий семью и семейные обязанности, зачастую лишен свободного времени для приобретения новых знаний и компетенций. В связи с этим инновационные педагогические идеи, позволяющие в короткий срок, дистанционно освоить необходимые знания, являются важными для повышения эффективности должностной диагностической и лечебной деятельности, высвободить время для исполнения расширенных обязанностей, сделав их качественно и в срок.

2. Основные категории, используемые в концепции:
  • Педагогический процесс – специальное построенное взаимодействие преподавателя проф. Победенной Г.П. и обучающихся – врачей-терапевтов и врачей общей практики, направленное на достижение цели обучения – освоение современных клинических рекомендаций. «Образовательная среда» - образовательный проект, где образовательная среда в широком смысле – это погружение в пространство современных знаний, а в узком – чтение лекций в третью среду каждого месяца.
  • Педагогическое взаимодействие – on-line контакт преподавателя проф. Победенной Г.П. в чате по созданной заранее постоянной ссылке сначала в режиме чтения лекции, т.е. предоставления информации, а затем – ответы на вопросы.
  • Педагогическая деятельность – разъяснение основных положений клинических рекомендаций и того нового, отличного от предыдущих, представленного в них.
3. Ведущая идея – представление современной информации, накопленной в изложении клинических рекомендаций по наиболее часто встречающейся патологии, доступной для запоминания, в лаконичном – в течение часа, изложении.

4. Психолого-педагогические условия реализации концепции:
доброжелательная обстановка, удобное время для предоставления знаний, удобные для каждого врача условия получения знаний и удобный формат – on-line, который не предполагает временные затраты на перемещение к месту получения знаний. Если по причине служебной занятости врач не смог выйти на связь, лекция записывается и выкладывается в общий чат для повторения или освоения.

5. Результативность. Врачи с удовольствием посещают чат, ждут встречи с лектором, задают практические вопросы, внедряют полученные знания в практическую деятельность, используя современные клинические рекомендации.

Описание педагогического опыта реализации концепции
Педагогический стаж по специальности «Терапия» составляет 33 года, из них 16 лет отдано последипломному образованию, 17 лет - педагогической деятельности на студенческой кафедре, на которой в то же время нужно совмещать преподавание студентам с обучением практических врачей терапевтов и врачей общей практики – семейных врачей. В своей педагогической деятельности я стараюсь вооружить врачей новыми знаниями, закрепить имеющиеся, разрешить сложные дифференциально-диагностические задачи.

Одно из важных противоречий, которые встречаются в каждой педагогической деятельности: несоответствие приложенных усилий полученным результатам. Причины могут быть разными от неинтересной подачи материала до длительного утомляющего занятия.

Факторы успешности, заложенные в преподавательской деятельности меня как соискателя – подбор актуальной, востребованной темы или направления, краткость, заранее заинтересовывающая реклама, лаконичность изложения, акцентирование внимания слушателя на неоднозначных или новых моментах, применение привлекающих внимание лекторских маневров.

Познавательные действия обучающихся строятся на внимательном прослушивании, участии в изложении материала путем задавания вопросов, записях текста лекции, обсуждении после лекции полученного материала с учетом собственного клинического опыта обучаемых.

При обучении студентов для активного обсуждения темы предлагаю разделить студентов на малые группы: по 1-2 человека с разными ролями: больной, врач, врач-лаборант, врач- инструментальной диагностики, врач-эксперт. В процессе обсуждения темы возникают жаркие дискуссии, особенно если жалобы пациента уходят в сторону полиморбидности, в другие нозологические направления, где в результате вырабатывается полный клинический диагноз и формируется лечебная траектория, основанная на современных клинических рекомендациях.

При этом удается решить основное противоречие: между усилиями по подаче материала и его усвоении обучаемыми.

Опыт показывает, что хорошее изложение материала для студента является недостаточным, следующий этап – это контроль знаний, причем наилучший контроль – вовлечение в творческую диагностическую и лечебную деятельность.

На последипломном образовании работа идет с мотивированной аудиторией, которая имеет клинический опыт, знания и вопросы, которые не удалось разрешить самому. Здесь работа: от базиса – к клиническому опыту, работе с периодической литературой, современной литературой, расширяющей базисные знания.

Личная концепция заключается в индивидуальном подходе к различным аудиториям обучаемых с представлением современных знаний.

К описанному опыту прилагаю записанные видеоролик одного из занятий «Образовательной среды» и информационное письмо Минздрава ЛНР о данном образовательном проекте.

Лауреаты

Лауреаты

Балашова Марина Евгеньевна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России (г. Саратов)
Клинический случай, или кейс метод: «Как помочь Вере Петровне или диспепсический синдром в практике участкового терапевта»
Балашова Марина Евгеньевна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России (г. Саратов)

Клинический случай, или кейс метод: «Как помочь Вере Петровне или диспепсический синдром в практике участкового терапевта»

Барламов Павел Николаевич
доктор медицинских наук, профессор кафедры поликлинической терапии ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России (г. Пермь)
Конкурсная работа «Игровая технология обучения при подготовке врачей первичного звена»
Барламов Павел Николаевич
доктор медицинских наук, профессор кафедры поликлинической терапии ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России
(г. Пермь)

Конкурсная работа «Игровая технология обучения при подготовке врачей первичного звена»

Демидова Лидия Алексеевна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России (г. Астрахань)
Конкурсная работа «Учись, лечи, побеждай!»
Демидова Лидия Алексеевна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России (г. Астрахань)

Конкурсная работа «Учись, лечи, побеждай!»

Моисеева Марина Викторовна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии и внутренних болезней ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России (г. Омск)
Конкурсная работа «Итоговое занятие по профилактике»
Моисеева Марина Викторовна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии и внутренних болезней ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России (г. Омск)
Конкурсная работа «Итоговое занятие по профилактике»
Калачева Татьяна Петровна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей врачебной практики и поликлинической терапии ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, врач-терапевт, гастроэнтеролог (г. Томск)
Останко Валентина Леонидовна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии с курсом реабилитации, физиотерапии и спортивной медицины ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, врач-терапевт, гастроэнтеролог (г. Томск)

Конкурсная работа
«Верны традициям, в ногу со временем: инновационные образовательные технологии
и персонализированное обучение в медицинском вузе»
Калачева Татьяна Петровна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей врачебной практики и поликлинической терапии ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, врач-терапевт, гастроэнтеролог (г. Томск)
Останко Валентина Леонидовна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии с курсом реабилитации, физиотерапии и спортивной медицины ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, врач-терапевт, гастроэнтеролог (г. Томск)

Конкурсная работа
«Верны традициям, в ногу со временем: инновационные образовательные технологии
и персонализированное обучение в медицинском вузе»
Фатюшина Оксана Александровна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии с курсом сердечно-сосудистой хирургии кафедры ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, врач-хирург клиники госпитальной хирургии (г. Томск)
Останко Валентина Леонидовна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии с курсом реабилитации, физиотерапии и спортивной медицины ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, врач-терапевт, гастроэнтеролог (г. Томск)

Совместная конкурсная работа
«Синергия образования в медицине: интеграционные подходы в преподавании клинических дисциплин
терапевтического и хирургического профиля»
Фатюшина Оксана Александровна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии с курсом сердечно-сосудистой хирургии кафедры ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, врач-хирург клиники госпитальной хирургии (г. Томск)
Останко Валентина Леонидовна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии с курсом реабилитации, физиотерапии и спортивной медицины ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, врач-терапевт, гастроэнтеролог (г. Томск)

Совместная конкурсная работа
«Синергия образования в медицине: интеграционные подходы в преподавании клинических дисциплин
терапевтического и хирургического профиля»
Поздравляем победителя и лауреатов Конкурса и желаем им профессиональных успехов, вдохновения и дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.
Поздравляем победителя и лауреатов Конкурса и желаем им профессиональных успехов, вдохновения и дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.

Предыдущие конкурсы

Предыдущие конкурсы