«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» - педагогическая идея освоения терапевтами современных клинических рекомендаций по наиболее часто встречающейся патологии для терапевтов, реализуемая через специально подготовленный образовательный цикл лекций.
Содержание концепции
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» - стимул к новым знаниям» для терапевтов с целью освоения современных клинических рекомендаций
- Введение
- Основные категории, используемые в концепции
- Ведущие идеи и их обоснование
- Психолого-педагогические условия реализации концепции
- Результативность
Содержание концепции:
1. Введение. Преподавание терапии практикующему врачу является сложным. Взрослый человек, имеющий должностные обязанности, выполняющий текущие, нередко, экстренные задачи, работающий с повышенной нагрузкой в условиях кадрового дефицита, имеющий семью и семейные обязанности, зачастую лишен свободного времени для приобретения новых знаний и компетенций. В связи с этим инновационные педагогические идеи, позволяющие в короткий срок, дистанционно освоить необходимые знания, являются важными для повышения эффективности должностной диагностической и лечебной деятельности, высвободить время для исполнения расширенных обязанностей, сделав их качественно и в срок.
2. Основные категории, используемые в концепции:- Педагогический процесс – специальное построенное взаимодействие преподавателя проф. Победенной Г.П. и обучающихся – врачей-терапевтов и врачей общей практики, направленное на достижение цели обучения – освоение современных клинических рекомендаций. «Образовательная среда» - образовательный проект, где образовательная среда в широком смысле – это погружение в пространство современных знаний, а в узком – чтение лекций в третью среду каждого месяца.
- Педагогическое взаимодействие – on-line контакт преподавателя проф. Победенной Г.П. в чате по созданной заранее постоянной ссылке сначала в режиме чтения лекции, т.е. предоставления информации, а затем – ответы на вопросы.
- Педагогическая деятельность – разъяснение основных положений клинических рекомендаций и того нового, отличного от предыдущих, представленного в них.
3. Ведущая идея – представление современной информации, накопленной в изложении клинических рекомендаций по наиболее часто встречающейся патологии, доступной для запоминания, в лаконичном – в течение часа, изложении.
4. Психолого-педагогические условия реализации концепции:доброжелательная обстановка, удобное время для предоставления знаний, удобные для каждого врача условия получения знаний и удобный формат – on-line, который не предполагает временные затраты на перемещение к месту получения знаний. Если по причине служебной занятости врач не смог выйти на связь, лекция записывается и выкладывается в общий чат для повторения или освоения.
5. Результативность. Врачи с удовольствием посещают чат, ждут встречи с лектором, задают практические вопросы, внедряют полученные знания в практическую деятельность, используя современные клинические рекомендации.
Описание педагогического опыта реализации концепцииПедагогический стаж по специальности «Терапия» составляет 33 года, из них 16 лет отдано последипломному образованию, 17 лет - педагогической деятельности на студенческой кафедре, на которой в то же время нужно совмещать преподавание студентам с обучением практических врачей терапевтов и врачей общей практики – семейных врачей. В своей педагогической деятельности я стараюсь вооружить врачей новыми знаниями, закрепить имеющиеся, разрешить сложные дифференциально-диагностические задачи.
Одно из важных противоречий, которые встречаются в каждой педагогической деятельности: несоответствие приложенных усилий полученным результатам. Причины могут быть разными от неинтересной подачи материала до длительного утомляющего занятия.
Факторы успешности, заложенные в преподавательской деятельности меня как соискателя – подбор актуальной, востребованной темы или направления, краткость, заранее заинтересовывающая реклама, лаконичность изложения, акцентирование внимания слушателя на неоднозначных или новых моментах, применение привлекающих внимание лекторских маневров.
Познавательные действия обучающихся строятся на внимательном прослушивании, участии в изложении материала путем задавания вопросов, записях текста лекции, обсуждении после лекции полученного материала с учетом собственного клинического опыта обучаемых.
При обучении студентов для активного обсуждения темы предлагаю разделить студентов на малые группы: по 1-2 человека с разными ролями: больной, врач, врач-лаборант, врач- инструментальной диагностики, врач-эксперт. В процессе обсуждения темы возникают жаркие дискуссии, особенно если жалобы пациента уходят в сторону полиморбидности, в другие нозологические направления, где в результате вырабатывается полный клинический диагноз и формируется лечебная траектория, основанная на современных клинических рекомендациях.
При этом удается решить основное противоречие: между усилиями по подаче материала и его усвоении обучаемыми.
Опыт показывает, что хорошее изложение материала для студента является недостаточным, следующий этап – это контроль знаний, причем наилучший контроль – вовлечение в творческую диагностическую и лечебную деятельность.
На последипломном образовании работа идет с мотивированной аудиторией, которая имеет клинический опыт, знания и вопросы, которые не удалось разрешить самому. Здесь работа: от базиса – к клиническому опыту, работе с периодической литературой, современной литературой, расширяющей базисные знания.
Личная концепция заключается в индивидуальном подходе к различным аудиториям обучаемых с представлением современных знаний.
К описанному опыту прилагаю записанные
видеоролик одного из занятий «Образовательной среды» и
информационное письмо Минздрава ЛНР о данном образовательном проекте.